Трудно ли сделать руководителем рядового сотрудника?

Вопросы и рассказы о карьерном росте встречаются на каждом втором интервью. Через раз кандидаты интересуются возможными перспективами, вкладывая в них совершенно разный смысл. Кто-то таким образом пытается выяснить, когда ему дадут прибавку к зарплате. Кто-то хочет удовлетворить свои амбиции и получить новое название, скорее всего, связанное с приставкой «старший», «ведущий» или «главный». Кто-то имеет в виду профессиональное развитие и обретение более широкого круга задач, рост компетенций.

Со временем этот важный вопрос либо сам собой исчезает или же становится краеугольным. Либо по инициативе сотрудника, либо по интересам компании. Первый случай заканчивается понятно - либо диалог о повышении оклада, либо перемещение на другую должность, либо новые задачи, либо смена места работы.

Проблемы смены ментальности

Но что делать, когда компании нужен менеджер, выращенный в своих же стенах? А что делать, если есть отличный кандидат, который сам еще не понимает, что компания его заприметила и видит в нем хороший потенциал?

Как еще вчера рядовому сотруднику стать руководителем сегодня? Занять позицию несколько выше, чем его коллеги? Принимать решения? Ставить задачи? Критиковать и делать замечания по сути? Предлагать изменения?

С болью в сердце, скорее всего. Ошибаясь, переживая, сомневаясь и не до конца понимая.

И даже несмотря на то, что проведен диалог, да и сотрудник сам понимает цели компании, свои новые задачи и происходящее, ему не так просто начать руководить. Всегда есть оглядка на «я же тоже это делаю/делал/был таким же» и тд. И всегда есть опаска «а что если?». «А что если я не прав/меня не воспримут/я приму неправильное решение/я чего-то не понимаю/плохо объясню». И происходит это вовсе не потому, что кандидат не тот. Или глуп. Или чересчур осторожничает. Просто от его решения и поведения теперь зависит многое - атмосфера в коллективе, взаимодействие с другими департаментами да и с компанией в целом.

Первые шаги руководителя

Сложности перерождения сотрудника в менеджера неизбежно сопряжены с путем самостановления, обретения новых компетенций, вливания в эту новую, пока что непривычную для него, роль. Конфликты, кризисы, ошибки, удачи, победы - это то, что сотрудник будет переживать. И должен. И (преимущественно) самостоятельно.

Да, нужно помогать. Да, нужно направлять. Рекомендовать. Критиковать. Поддерживать. Встраивать. Пока он обретает эту самостоятельность. И даже после.

Кто-то помнит себя в школе? Как учился писать, читать, считать. Понимать закономерности и принимать решения. Это сложный путь. Который мы проходим САМИ. Несмотря на всех учителей и наставников. Их подход важен, но не предопределяет. Опыт передать невозможно. Его можно только приобрести, проживая ситуации.

Вы можете много раз показывать ребенку как ходить. Но станет на ноги и пойдет он сам. Так же и с руководителями. Ими не рождаются, ими становятся.