Принятие решений: работающие методы и главные ошибки

HR-специалисты ежедневно принимают решения. Каждое из них как прямо влияет на бизнес, так и потенциально может произвести так называемый «эффект бабочки» — стать причиной проблем компании в совершенно других сферах.

Принимать решения сложно, особенно в кризисное время. В этой статье мы поговорим о том, какие существуют наиболее популярные методы принятия решений, и как сделать свой выбор правильным. 

Как стоит принимать решения?

Принятие решения это наш выбор наиболее подходящего варианта из всех возможных.

На что стоит обращать внимание при принятии решений?

  • Проблема. Какую проблему решает конкретное решение? Как оно влияет на деятельность компании?
  • Последствия. На что конкретно повлияет решение? Каковы масштабы последствий?
  • Ответственность. Кто понесет ответственность за изменения и последствия этих изменений?

4 популярных метода для принятия решений

1. SWOT

SWOT-анализ подразумевает создание матрицы, что помогает систематизировать информацию по категориям:

  • Strengths — сильные стороны.
  • Weaknesses — слабые стороны.
  • Opportunities — возможности.
  • Threats — угрозы.

Как результат, перед вами матрица с характеристиками проблемной ситуации. Полученная информация помогает принять более правильное решение в существующих условиях.  

2. Диаграмма Парето

С помощью этого метода вы можете определить проблемные зоны и пошагово найти решение.

Диаграмма Парето может быть:

  • По результатам деятельности (выявляет главные проблемы).
  • По причинам (выявляет основные причины).

Построение диаграммы складывается из 7 этапов:

  1. Определение проблемы.
  2. Создание списка причин, которые провоцируют проблему.
  3. Подсчет количества возникновений каждой причины за определенный промежуток времени.
  4. Составление таблицы с данными, которые расположены в порядке убывания по значимости.
  5. Отображение данных в системе координат. Ось абсцисс — перечень факторов, ось ординат — величина вклада факторов в решение проблемы.
  6. Создание диаграммы по каждой отдельной причине проблемы.  Высота столбиков должна уменьшаться слева направо.
  7. Анализ результатов по диаграмме.

3. Схема Исикава

По-другому эта схема называется — «причинно-следственная диаграмма» или «диаграмма рыбьей кости». Она позволяет схематически изобразить основные характеристики проблемы. Исикава — один из разработчиков концепции организации производства «Тойота».

Схема строится от сформулированной проблемы. От нее исходит так называемый «хребет» — горизонтальная линия. Эта линия имеет множество ответвлений — основных факторов проблемы. Каждый из факторов делится на причины, которые сформировали тот или иной фактор. Как правило, это несколько причин. 

Диаграмма отлично помогает увидеть взаимосвязь между факторами проблемы и определяет главные причины, а значит помогает выбрать верное решение.

4. Карта рисков

Действенный инструмент, который поможет принимать решения, описан в книге «Правильный выбор» Джона Хэммонда, Ральфа Кини и Говарда Райффа. 

Авторы помогают с помощью карты рисков получить наилучший результат из всех возможных. 

Итак, чтобы принять правильное решение вам необходимо:

1. Обозначьте свои основные сомнения

Выпишите их по каждому из вариантов решения, затем рассмотрите, чтобы определить критичность. 

2. Определите возможные последствия

Количество последствий зависит от количества сомнений.

3. Определите вероятные сценарии развития событий 

Понимание вероятностей поможет понять реальность того или иного подхода.

4. Проанализируйте результаты

Описывайте результаты как можно подробнее по каждому решению. Вы можете оценивать результаты в рамках обозначений «нормально» или «плохо», а еще финансово характеризовать «входит в бюджет» или «слишком дорого». 

Особо сложные решения требуют бОльших усилий, чем обдумывание сомнений и рисков. В этом вам поможет дерево решения, которое показывает суть решения и взаимосвязь выбора с сомнениями. 

Например, Джанет решает, где ей провести корпоратив:

Таким образом, Джанет выбирает вариант проведения корпоратива в горах, ведь он наиболее результативен, экономичен и имеет 30% рисков.

Ошибки при принятии решений

Неверно принятые решения основываются на ошибках. Обычно, на принятие решения влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

К внутренним относят факторы, связанные с личностью того, кто принимает решение. Это и восприятие, и ценности, и мотивация. 

Внутренний фактор решения может основываться на прошлом опыте человека, который может быть нерелевантным. К тому же внутренние факторы обуславливают возможность принимать рискованные решения, переоценивать ресурсы, оттягивать принятие решения.

Внешние это факторы, которые связаны с условиями принятия решения и внешним воздействием. 

Такие решения могут строиться на чувстве долга, быть ограниченными по времени, зависеть от решений других или статуса. 

Еще одной ошибкой можно назвать неправильные цели и сроки реализации решения, а еще неправильное распределение обязанностей и отсутствие контроля реализации. 

Чтобы предотвратить ошибки в процессе принятия решений, нужно придерживаться таких правил: 

  • Корректно ставить цели и сроки.
  • Обозначать критерии принятия решения.
  • Тщательно анализировать данные.
  • Выбирать корректные методы принятия решения.
  • Правильно распределять функции и обязанности в рамках решения. 
  • Контролировать реализацию принятого решения на каждом из этапов. 
  • Учитывать последствия и нести ответственность за неверно принятое решение. 

Сложность решений в кризис 

Кризис — мощный внешний фактор, который значительно влияет на качество ваших решений. Первое, что нужно сделать — абстрагироваться от внешних обстоятельств, выбрать один из методов и четко следовать ему. Когда вы увидите проблему в целом и перестаните ориентироваться на сложность внешних факторов, то найдете самое верное решение.