Интервью с Алесей Садыковой

Рады представить нашу новую гостью – Алесю Садыкову, HRD в "Міжнародний аеропорт «Київ» імені Ігоря Сікорського (Жуляни)". Алеся поделилась с нами секретами управления персоналом в своей сфере, видением идеального сотрудника, важными скиллами, методами повышения лояльности и многим другим.

Расскажите, пожалуйста, какие особенности управления персоналом есть в вашей сфере?

Если мы говорим об авиационном направлении бизнеса, то главная особенность данной сферы, безусловно, это безопасность – нарушение процедур безопасности может привести к серьезным последствиям. Поэтому именно вокруг обеспечения безопасности, как одной из ключевых ценностей компании, строятся в том числе и все HR-процессы: в процедуру онбординга включен обязательный курс первичной подготовки по авиационной безопасности, а на протяжении последующих этапов – знания регулярно актуализируются.

Все остальные HR-процессы – стандартны.

Каким вы видите портрет идеального кандидата?

Специалист искомого направления, который пришел в свою профессию осознанно, и любит то, что делает, который стремится стать лучшим из лучших в своей специализации, и имеет оптимальный набор компетенций для своей бизнес-роли, а также – потенциально способный поддерживать корпоративную культуру компании-работодателя и разделять ее цели.

А портрет идеального сотрудника? 

Это специалист, который:

– разделяет и вовлечен в цели и ценности компании-работодателя;

– четко знает какого результата от него ждут, и обеспечивает этот результат;

– стремится системно улучшать свою работу (как в части прикладывания усилий к достижению более быстрых и эффективных результатов, так и в целом в части усовершенствования всех процессов, в которые вовлечен);

– способен работать самостоятельно/независимо, и в четком соответствии с корпоративным кодексом компании;

– помогает создавать еще более эффективную и положительную корпоративную культуру для реализации стратегии развития компании;

– поддерживает баланс между работой и личной жизнью.

Какие хард и софт скиллы для вас важны и почему?

Буду говорить в целом, и исключительно о софт скиллах, поскольку для их формирования требуется, на мой взгляд, в разы больше времени и определённой комбинации условий, нежели для хард скиллов, а кроме того – наличие опыта и знаний, которые успешно использовались в рамках одной компании, далеко не являются гарантом аналогичного успеха в рамках другой компании.

Итак, выделю:

– проактивность;

– мышление предпринимателя-собственника бизнеса;

– способность управлять культурой;

– «служащее» лидерство;

– управление изменениями;

– непрерывное/системное развитие и обучение;

– способность ставить moonshot goals как для себя, так и для своей команды;

– навык делать большее меньшими средствами.

В мире, где потенциально можно выучить незнакомый иностранный язык всего за 3 месяца полного погружения (среди моих друзей и коллег есть множество таких примеров), я лично считаю приобретение всех необходимых знаний более чем возможным за, сравнительно короткие сроки, чего не могу сказать в отношении софт скиллов.

Как вы повышаете лояльность сотрудников?

Фокусом на эффективных коммуникациях, системным вниманием и участием со стороны руководства. Качественные 1:1 встречи, на мой взгляд – лучший инструмент в этом процессе. Высказать признание за усилия и вовлеченность, дать конструктивную обратную связь, а также взять ее – рецепт чемпиона:)

Также я приверженец внедрения номинации «Лучший из лучших», когда есть возможность в торжественной обстановке чествовать А-игроков. В своей работе я также исповедую принцип «открытых дверей» – ко мне всегда может обратиться абсолютно любой сотрудник с любой просьбой/предложением/комментарием, и он гарантированно будет услышан, на его обращение обязательно будет отклик. Это формирует атмосферу уважения, доверия и безопасности, что сказывается и на лояльности в том числе.

Насколько важно мониторить пульс компании (настроение сотрудников)? Как часто вы это делаете и с помощью каких инструментов?

Важно. Очень. Системный опрос удовлетворенности и вовлеченности – на мой взгляд, лучший помощник в мониторинге настроения сотрудников. Не скрою, до недавнего времени такие опросы проводились нечасто, вместе с тем, уже в текущем году они стали важной частью политики управления персоналом компании.

Какими навыками должен обладать эффективный HRD?

Безусловно, я бы все-таки отталкивалась от конкретных задач и проектов, вверенных такой бизнес-роли в каждой конкретной компании с учетом ее индивидуальных особенностей (стиля менеджмента, уровня корпоративной культуры и т.п.) – они являются ключевыми в определении всего спектра скиллов. 

Вместе с тем, если говорить концептуально, то давайте разберем данную бизнес-роль по частям: слово «директор», в моем понимании, предопределяет управленческую роль, активное участие в процессе решения бизнес-задач и создания необходимого инструментария для их достижения, а значит, мы можем говорить о лидерских, менеджерских характеристиках, среди которых:

– аналитические способности;

– стратегическое видение;

– критичность мышления;

– умение планировать, формировать задачи «с вызовом» и эффективно их распределять между соответствующими сотрудниками;

– формировать профессиональную команду и системно ее мотивировать;

– эффективное управление рабочим временем;

– высокая стрессоустойчивость;

– навык давать конструктивную обратную связь.

«HR»  часть, для меня, подразумевает глубокое безусловное уважение к людям – LQ, высокий EQ (love quotient и emotional quotient – составляющие эмоционального интеллекта – прим. ред.), непрерывное развитие, умение создавать эффективные взаимоотношения, умение вдохновлять и вовлекать сотрудников на всех уровнях организации, коучинговые навыки, умение разрешать конфликты, 

Почему, по вашему мнению, бизнесу необходимо автоматизировать HR-процессы?

Именно для того, чтобы заниматься развитием бизнеса и создать максимально комфортные условия для сотрудников, т.к. операционная часть и daily/weekly routine отнимает много времени и усилий, а ведь как известно – бизнес делают люди: каковы люди, и как они себя ощущают – таков, собственно, и сам бизнес. Особенно сложно без автоматизации своевременно формировать аналитику данных, а без нее – невозможно эффективно планировать и корректировать текущие бизнес-процессы.  

Например, возьмем автоматизацию кадрового учета – информация должна не только удобно и надежно храниться, но и быть в оперативном доступе для возможности соотнести и скомбинировать цифровые данные, определить взаимосвязи и в конечном итоге – принять максимально взвешенные кадровые решения.

Какую профессиональную литературу порекомендуете почитать? И почему именно эти книги? 

Я бесспорный фанат книг о формировании высокоуровневой корпоративной культуры, поэтому с удовольствием поделюсь сразу несколькими из моих любимых, все они принадлежат авторству экспертов с мировым именем:

1. “A culture turned: using UGRs to boost performance and culture” Steve Simpson, Stef du Plesis – в 2017 году получила эту книгу на языке оригинала с именным автографом лично из рук одного из авторов – эксперта по улучшению бизнес-результатов компаний за счет улучшения корпоративной культуры и с тех пор она в числе моих неизменных фаворитов. Книга раскрывает такое понятие как Unwritten ground rules (UGRs) – правдивое, а не номинально зафиксированное в документах фирмы, восприятие и отношение людей к тому, «как у них в компании все происходит на самом деле». Эти правила не обычные, о которых всем известно, и о которых принято говорить открыто, а те их них, которые де-факто есть, и о том, что именно так as is, все знают. Для создания продуктивной рабочей атмосферы и успеха компании необходимо определить эти правила, и если они негативные, заменить их положительными – авторы показывают алгоритм как это сделать.

2. Брюс Тулган “Все начальники делают это” – на протяжении 20 с лишним лет автор-гуру менеджмента задавал руководителям один и тот же вопрос: «С какими сложными проблемами вы сталкиваетесь при управлении людьми?», и в итоге сделал вывод, что независимо от конкретной должности или индустрии, менеджеры так или иначе называли одну из 27 основных проблем – книга рассказывает о том, какие именно эти проблемы, и дает четкие готовые решения, которое помогут наладить коммуникации и повысить продуктивность вашей команды. Примечательно, что книга подходит для менеджеров любого уровня – она поможет мыслить проактивно и решать любые проблемы управленца! В частности, книга пригодится, если вы:

– собираетесь возглавить существующую команду;

– приглашаете нового сотрудника в уже действующую команду;

– вам нужно помочь своему сотруднику стать организованнее;

– у кого-то из вашей команды есть проблемы с тайм-менеджментом;

– нужно мотивировать сотрудников на внеурочную работу;

– у члена вашей команды проблемы в семье;

– в коллективе есть конфликт;

– или вы столкнулись с еще одной из 20 других типичных проблем из числа описанных.

Помню, что прочла ее залпом во время очередного отпуска у моря:))

3. “Работа рулит! Уроки Google. Правила игры в команде мечты” авторства Ласло Бока. Книга – отличный пример того, как создать успешный, продуктивный и вовлеченный коллектив. Без комментариев, так как книги-бестселлеры издательств New York Times и Wall Street Journal, а также те, которые журнал Forbes называет одной из лучших книг для лидеров – это, в целом, абсолютный must read:))

Команда Hurma System благодарит Алесю за интересную беседу, актуальные советы и шикарный список книг. Желаем вам новых карьерных свершений и надеемся на дальнейшее сотрудничество!