Групповое собеседование: в каких случаях его стоит проводить и как это правильно сделать?

Иногда для того, чтобы найти нужного специалиста, стандартного собеседования недостаточно. Тогда рекрутеры прибегают к нестандартным вопросам и методам. Один из них — групповое собеседование. 

Что оно собой представляет и как его правильно проводить? Ответим на эти и другие вопросы в нашей статье. 

Как проходит групповое собеседование?

Метод группового собеседования позволяет эффективнее оценить такие навыки у соискателей, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, инициативность. Обычно это выглядит так: несколько кандидатов приглашаются на групповое собеседование (об этом предупреждают заранее) и в условиях конкурентной борьбы отвечают на вопросы интервьюера. Таким образом, выбирают одного кандидата или нескольких.

Если задача рекрутера подобрать одного человека, то кандидаты погружаются в конкурентную атмосферу: пытаются выделиться на фоне других и доказать, что именно они подходят на эту должность.

В том случае, если подбирается несколько кандидатов, то, напротив, создаются условия для командной работы и практикуются коллективные решения. 

В каких случаях стоит проводить групповое собеседование?

1. Когда вы набираете персонал на эту должность на плановой основе и делаете это время от времени.

2. Групповое собеседование помогает оценить в первую очередь те скиллы, которые наиболее явно проявляются в группах.

3. Ваша вакансия имеет множество откликов и подходящих кандидатов несколько. 

Зачем проводить такое интервью: «за» и «против» 

Для начала рассмотрим преимущества группового собеседования. 

  • Это экономит время 

Стандартное собеседование занимает больше времени. Рекрутер тратит временной ресурс на подготовку и презентацию компании каждому отдельному кандидату. Если компания имеет множество откликов на вакансию, то почему бы не провести одно собеседование вместо десяти?

  • Можно оценить компетенции сразу у нескольких кандидатов

Групповое собеседование — идеальный формат для проработки кейсов и заданий. Без оценки компетенций кандидатов на некоторые должности (к примеру, B2C сегмента) невозможно принять верное решение.

  • Неподходящие кандидаты быстрее отсеиваются 

Некоторые кандидаты самостоятельно «сходят с дистанции», а кто-то явно проигрывает своим коллегам. Это значительно оптимизирует процесс подбора. 

  • Кандидат будет мотивирован работать именно у вас

Наблюдая за уровнем конкуренции среди соискателей, кандидат будет относиться к организации более лояльно. Если именно он подойдет вам, то это будет его первая победа в рамках компании. А победы всегда мотивируют делать больше. 

Но метод массового подбора имеет и свои недостатки. Какие же?

  • Неопытные кандидаты с потенциалом не имеют ни единого шанса

Если на стандартном собеседовании вы можете раскрыть потенциал будущего работника, то на групповом собеседовании это малореально. На фоне более квалифицированных специалистов неопытный кандидат теряется и не показывает себя. А кто знает, возможно он обладает бОльшим потенциалом?

  • Групповое собеседование — не универсальный метод подбора

Если вы выбираете сотрудника на техническую должность или позицию менеджера высшего звена, то такой метод будет лишним. Здесь важно оценивать не наличие каких-либо компетенций у кандидата, а их качество и опыт работы. 

  • Этот метод подбора не подходит для привлечения талантов

Групповое собеседование категорически не подойдет в тех случаях, когда компания заинтересована в найме специалистов с определенными редкими навыками. Если коммуникабельность и стрессоустойчивость не являются ключевыми требованиями в выборе кандидата, то использовать метод группового собеседования не стоит. 

Типичный сценарий группового собеседования

1. Презентуйте компанию и должность

Расскажите кандидатам не только о компании, но и о самой должности. Ведь многолетняя история развития бренда и ваш успешный СЕО — это увлекательно, но кандидатов интересует, что конкретно они будут делать. 

2. Объясните почему интервью проходит в таком формате

Расскажите, почему должность, на которую собеседуют кандидатов, требует такого метода подбора персонала.

3. Проведите анкетирование

Чтобы не потерять из виду кого-то из кандидатов, составьте простую анкету на несколько вопросов. Помимо ФИО и контактной информации, попросите кандидата указать те данные, которые наиболее важны для работы на этой должности. Например, для SMM-специалиста — ссылки на соцсети, которые он или она развивает. 

4. Попросите кандидатов коротко рассказать о себе

Самопрезентация кандидатов — обязательный этап всех групповых собеседований. Здесь кандидатам важно в короткий срок не просто рассказать о себе, а и презентовать свои ключевые навыки. 

5. Подготовьте задания 

Оценку на групповом интервью можно осуществить с помощью быстрых психологических тестов или командных заданий в игровой форме. Зачастую, кандидатам предлагают справиться с реальной проблемой, которая может возникнуть на должности. Лидера можно назначить самостоятельно или же проследить кто возьмет на себя эту роль. В этом вопросе каждый HR-специалист исходит от необходимых компетенций на вакантной должности. 

6. Расскажите, что будет происходить дальше

Объясните процедуру оценки каждого кандидата и сообщите в какие сроки с ними свяжутся, чтобы пригласить на дополнительное собеседование в случае успешного прохождения собеседования.

Когда проведение группового собеседования оправдано?

Если качества кандидата проще проявить в коллективе, то групповое собеседование — необходимый метод. Его чаще всего применяют для поиска кандидатов на вакансии, где навыки коммуникации, уверенность в себе, инициативность — ключевые. 

Это могут быть должности: PR-менеджер, sales-менеджер, менеджер по работе с клиентами, журналист, риэлтор, страховой агент, оператор call-центра.